ВОЗЗВАНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЯ ДАГЕСТАНА

ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА М. ХАЛИЛОВА К ДАГЕСТАНСКОМУ НАРОДУ

15 июня 1919 г.

После Февральской революции во всей необъятной бывшей Российской империи наступил полный хаос, настало время, которое у нас называется «Ахирь-Замане». Свергнув всем ненавист­ный государственный строй с самодержавным царем во главе и не дав взамен какой-либо твердой власти, русское освободительное движение стало углубляться до такой степени, что проткнуло самое дно революции, вследствие чего вместо заявленных свобод перед населением предстали во всем своем безобразий уродливые формы большевизме. Отрицая Аллаха, отрицая религию, не признавая ни божественных, ни людских законов, русский большевизм в море человеческой крови стал безжалостно разрушать все то, что создавалось тысячелетним упорнейшим трудом, вдохно­венной верой в Бога и талантом человека. Так разрушались ими величайшие памятники искусства и зодчества, так осквернялись мечети и церкви, так был похищен из Петроградской главной мече­ти, построенной на щедрые пожертвования Бухарского Эмира и всех населяющих Россию му­сульман, один из редчайших экземпляров собственноручно написанный Халифом Османом Коран – надруган и изорван в клочки[1].

Охвативший Россию большевизм дошел до нашею родного край, но здесь верующее в Ал­лаха население не могло примириться с его противоестественными, античеловеческими, дикими идеями и с помощью турок изгнало большевиков из Дагестана.

Тогда-то во имя борьбы с надвигающейся опасностью объединился Дагестан вокруг своих народных представителей, тогда-то и заключен был общегорский Союз народов Северного Кавка­за для совместного, дружеского отпора и отстаивания своей веры, своих дедовских традиций и своей свободы от анархии и нашествия большевиков-

К сожалению, среди дагестанцев оказалось немало людей, так называемых социалистов, ко­торые, именуясь мусульманами и ничего общего с этим именем не имея, всячески старались при­вить в Дагестане большевистские идеи, особенно после ухода от нас турок.

Не мало ими было положено труда, чтобы подчинить свободных сынов Дагестана больше­викам и приобщить страну к Советской власти, но в конечном итоге все-таки народ дагестанский этого не допустил. Ведь не для того же был свергнут русский царь, чтобы возвести на престол грязного, извращенного до мозга костей каторжника, называемого большевиком.

Русский народ в огромной своей массе, испытавший на протяжении тысячелетий своей ис­тории всякие препятствия рабства, не мог найти твердости, чтобы сбросить с себя новое, более позорное, чем когда-либо, иго рабства большевизма.

Но среди них нашлась горсточка горячо любящих свою родину людей, посвятивших себя всецело идее беспощадной борьбы с большевизмом, спасения России от анархии и установления в ней правопорядка и нормальных условий жизни. Эта горсточка самоотверженных и смелых лю­дей, состоявшая, главным образом, из офицеров и солдат, в настоящее время разрослась в могуще­ственную Добровольческую армию, которая самым беспощадным образом уничтожает большеви­стские банды по всей России. Им в этом усердно помогают союзники-англичане, американцы, японцы и др.

Части Добровольческой армии пришли к нам, в Шамиль-Калу. Пришли для восстановления Владикавказской железной дороги, освобождения занятого ею района от большевизма и установ­ления в нем порядка и спокойствия, а равно установления базы для дальнейших своих действий против Закаспийских большевиков. Республики Союза Горцев они не признали считая, что со­ставные ее части – Кабарда, Черкессия, Балкария, Осетия, Ингушетия и Чечня давно уже признали власть Добровольческой армии, а Абхазия присоединилась к Грузии, что же касается Дагестана и его правительства, то с ним они, добровольцы, хотят установить самые дружеские и правильные взаимоотношения, а именно: Дагестан, через посредство своих делегатов (областной съезд), выби­рает правителя и состоящий при нем совет из представителей округов.

Все внутренние дела – шариатские, экономические, налоговые, земельные и проч. дагестан­цы через своего правителя и совет решают сами и Добровольческая армия или поставленные ею центральные русские органы в эти дела не вмешиваются.

Добровольческая армия берет под свое начало: вопрос о войне и мире, железную дорогу, почту и телеграф, таможенное ведомство. Таким образом, Дагестану представляется ввести давно желательный всему народу шариат и устроить свою внутреннюю жизнь так, как он сам этого же­лает.

При этих условиях и я, как бывший председатель Горского правительства и дагестанские члены общегородского Союзного Совета нашли необходимым согласиться с требованиями Доб­ровольческой армии и приступить к созданию нашей жизни на новых началах Автономного Даге­стана.

Благодаря большевикам и их приспешникам в Дагестане существует агитация, направленная против меня, как временного правителя и много других лиц, искренне расположенных к народу и горячо любящих свою родину.

Постараюсь здесь в кратких словах дать ответ на все эти нападки.

Говорят, что мы изменили Союзу Горской Республики, что мы без войны и протеста подчи­нились Добровольческой армии.

Неправда, никому и ничему мы не изменили, потому что ко времени прихода в Петровск добровольцев фактически никакого Союза Горцев не было, а в нем оставался лишь только один Дагестан.

От идеи же Союза. Кавказских мусульман с Азербайджаном во главе или одного Дагестана с единоверным и братским Азербайджаном, о котором часто говорилось в Союзном Совете, я не отказывался никогда и теперь не отказываюсь. Но эта идея может быть осуществлена не войной, а путем диплом этическим на Всемирной конференции или на Всероссийском Учредительном соб­рании.

Принятие же условий Добровольческой армии без войны и протеста ни в какой степени не изменяя ни возможного осуществления Союза Горцев Кавказа, ни воссоединения Дагестана с Азербайджаном но моему глубокому убеждению только избавили от разорения десяток дагестан­ских селений и напрасного кровопролития нескольких сот, быть может, и тысяч людей. Полагаю, что в этом отношении история скажет свое беспристрастное слово о том, что было сделано даге­станскому народу мною и обществом дагестанских офицеров.

Конечно, есть безответственные люди, которые бряцают за счет других оружием и с пеной у рта доказывают, что надо было все-таки воевать.

Но и я, и представители духовного ведомства, и все бывшие на заседании члены Дагестан­ской фракции единогласно пришли к соглашению, что ни о какой войне не может быть и речи, так как ни религии мусульманской, ни введению шариата, ни физическому существованию страны, ни как ни религии мусульманской, ни введению шариата, ни физическому существованию страны, ни свободному на автономных началах развитию дагестанского народа никакой опасности от Добро­вольческой армии не угрожало. Л представитель Шейх-Уль-Ислама даже фетву объявил, что при изложенных обстоятельствах Бог запрещает воевать.

Далее, говорят, что кто-то, кому-то продал Дагестан, что офицерство вместе с казаками на­меревается возродить старую монархическую Россию.

Прошу население не питаться всякими вздорными олухами и не поддаваться наветам и сплетням большевиков и их сторонников.

Ни о какой купле и продаже и речи быть не может.

Как ни силились враги Дагестана об этом твердить ни к моему имени, ни к именам дагестан­ских офицеров эта грязь не пристанет.

Могу также уверить население, а я никогда его не обманывал, что о возрождении монархи­ческой России ни в нашем офицерском кругу, ни в кругах Добровольческой армии не помышляют.

Желание дагестанского офицерства, со мною во главе, это избавить наш родной край от той ужасной заразительной болезни, которая называется большевизмом, от того чудовища, которое идет против Бога, против Пророка, против его религии, от тех несчастных выродков человечества, которые не признают ни семьи, ни собственных детей, ни жену, ни мать, ни отца и никакой собст­венности. If когда от этого ужаса будет избавлен тем или другим путем Дагестан и вся Россия, бу­дет тогда устраиваться жизнь на новых началах независимого или автономного Дагестана, смотря тому, как это будет выражено на Всемирной Конференции.

Что же касается до намерений Добровольческой армии, то по заверениям ее командования, в ее цели также не входит создание в России монархического образа правления. Не предрекая напе­ред того или другого строя, добровольцы самым категорическим образом высказываются против бывшей царской России.

Прямая и ближайшая их задача – освобождение России от большевизма, восстановление в ней, давно желанного всеми, порядка и спокойствия и доведения до Учредительного собрания.

По отношению к Дагестану они заявляют, что мы пока сами будем справляться с нашими большевиками и устанавливать порядок и нормальные условия жизни, до тех пор ни один добро­вольческий солдат не войдет во внутрь Дагестана. Если же они увидят, что большевики и их при­спешники продолжают свою властную и вредную агитацию и разрушительную деятельность, а Дагестанское правительство не будет в состоянии с этим бороться, тогда они будут принуждены ввести войска «куда следует и действовать по обстоятельствам».

Вам, джамааты, также интересно знать, как относятся к приходу Добровольческих частей англичане, американцы и другие союзники. Я имел возможность по этому поводу подробно пере­говорить с представителями тех и других в Шамиль-Кале: Представитель Английской миссии в Петровске и глава Американской миссии на Кавказе высказали совершенно одинаковый взгляд на наше отношение к Добровольческой армии, что Дагестан и все благомыслящие народы должны идти рука об руку с добровльцами и помогать им морально и материально для борьбы с общим бичем – большевизмом. Вместе с тем. союзники высказали уверенность, что о судьбе всех малень­ких народов, особенно героического, чудного Дагестана, позаботится Всемирная Конференция, на которой мирное соглашение Дагестана с Добровольческой армией, разумеется, только послужит в пользу для нашей страны.

Заканчивая этими словами настоящее воззвание, я приглашаю дагестанское население спо­койно заняться своими делами и не доверять никаким олухам, выпускаемым злонамеренными людьми.

Вместе с тем я заявляю, что ни один мусульманин не будет правительством преследуем за то, что он когда-то принадлежал к большевистскому толку, если в настоящее время, вернувшись к мусульманству, не будет вести вредной агитации среди народа, а будет помогать администрации введению порядка и спокойствия среди населения.

Сообщаю также для вашего сведения, что до созыва областного съезда и. избрания Правите­ля по приглашению дагестанских членов бывшего Парламента, представителей интеллигенции и духовенства, я принял на себя формирование Дагестанского правительства в качестве его предсе­дателя.

Приехавший ныне в г. Темир-Хан-Шуру Главно-начальствующий и командующий войсками Терско-Дагестанского края генерал Эрдели, утвердил меня от имени генерала Деникина в должно­сти Временного Правителя, предложив созвать в Темир-Хан-Шуре Дагестанский съезд для избра­ния Правителя, Совета при нем или разрешения на новых началах вопросов внутреннего управле­ния страной, которые бы оказались на очереди.

В виду чего, стремясь, с одной стороны, возможно скорее передать власть и сопряженные с нею обязанности настоящему избраннику народа, а с другой стороны, считаясь с святым месяцем Рамазан, в который не хотел бы беспокоить народных представителей, я предписываю надлежа­щим Лицам и учреждениям избрать от каждого административного участка, каждого округа и от каждого из трех дагестанских городов, в дополнение к избранным в бывший Союзный Совет, ли­цам еще по два делегата и всех избранных лиц при особых удостоверениях и списках препрово­дить в г. Темир-Хан-Шуру на пятый день Урудж-Байрам.

Командируемые лица прогонными и суточными деньгами за все время командировки должны быть рассчитаны от своих округов и городов.

Ответственность за несвоевременное прибытие делегатов в Темир-Хан-Шуру возлагается на начальников округов и городские управления. На заседание Съезда обещал приехать генерал Эрдели. Съезд будет считаться состоявшимся при всяком числе прибывших членов.

Подписал: Временный Правитель Дагестана, генерал-майор М. Халилов

Газ. «Вестник Дагестана». 1919. 15 июня. № 5


[1] Коран Османа, после изъятия из мечети был передай на хранение в Публичную библиотеку Информация о надруга­тельстве неверная.