ОБРАЩЕНИЕ СОЦИАЛИСТОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЗАПАД­НО-ЕВРОПЕЙСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Не ранее августа 1919 г.[1]

Великая Российская Империя создавалась жезлом и кровью на могилах разрушенных царств и па костях пародов. К числу покоренных силой оружия пародов относятся и горские народы Се­верного Кавказа.

В течение полувека они отстаивали свою свободу и независимость, свои очаги и земли от могучих завоевателей, надвигавшихся с Севера.

В августе 1859 года в восточной части Северного Кавказа, в Дагестане пала твердыня горцев – Гуниб, а вождь горских народов – Шамиль, ведший тридцать лет героическую борьбу за незави­симость Кавказ, был пленен, а в 1864 году на Западном Кавказе пал последний укрепленный пунш- горцев черкесский аул Аччох.

С этого момента Кавказ считался «замиренным», а горцы «верноподданными» русских ца­рей.

Царская власть, водворившаяся на Кавказе и более чем полвека господствовавшая здесь, была организованным насилием над горскими народами. Это насилие было двойное: классовое и национальное.

В течение этого полувека горские народы были объектом административных экспериментов русской бюрократии, систематически и искусственно задерживавшей их культурное и экономиче­ское преуспевание, убивавшей их национальное самосознание и одновременно разжигавшей их национальные страсти применением принципа:

Всякими мерами русская власть среди горских народов старалась убить воспоминание о ге­роической эпохе борьбы за независимость и загасить никогда не потухавшую в душе горских на­родов жажду свободы и национального самоопределения.

Грянула русская революция 1917 года. Рухнул царизм. И вместе с широкой массой русской демократии потянулись к свободе и горские народы.

Общность исторических воспоминаний, одинаковый бытовой уклад, одни и те же экономи­ческие и общественные навыки, общность религии повели и тому, что горцы при всем своем этно­графическом разнообразии, стихийно объединились и образовали Союз Горских народов.

В день великого праздника пролетариата – первого мая 1917 г. в г. Владикавказе съехалось 400 человек делегатов от всех горских народов на первый свободный революционный съезд.

В порядке свободного волеизъявления съезд представителей горских народов Северного Кавказа провозгласил Союз горцев, как определенную единицу и избрал Центральный Комитет, как руководящий исполнительный орган.

В этот период российской революции Образование Совета горцев было первой формой по­литического самоопределения горских народов. Оставаясь политически лояльными по отношению к Российскому государству, не стремясь выделиться из его состава, Союз горцев стал осуществ­лять свои культурные и национальные цели, базируясь на принципах революции и демократии.

Однако, по мере как российская революция начала сходить с пути демократического строи­тельства и становиться с одной стороны на путь большевистской анархии – это в центре России, а с другой – на юге России реакционные генералы, создавшие так называемую «Добровольческую армию» возымели желание реставрировать дореволюционную Россию, в результате чего на терри­тории России началась небывалая по своим размерам в истории гражданская война, политическая позиция горских народов стала изменяться в сторону все более решительного обособления от Рос­сии.

Обе полярные силы русской общественности в смертельной схватке между собой старались втянуть горские народы в процесс борьбы. Но и силы русской реакции в лице пытавшихся воссоздать «Великую, Единую, Неделимую Россию» генералов и силы революции в ее анархо-­большевистской форме – оказались одинаково чуждыми широким массам горского населения.

Осуществляя незыблемые законные права народов на самоопределение и руководствуясь ес­тественным чувствам физического самосохранения, горцы 11 мая 1918 года провозгласили, как и другие народы Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан) свою государственную независимость, образовав Независимую Демократическую Республику Союза Горцев Северного Кавказа. Пер­вейшими своими задачами Демократическая республика Союза горцев Северного Кавказа поста­вила изоляцию горских народов от страшной гражданской войны и устройство мирной государст­венной жизни населения на демократических началах.

Осуществиться этим справедливым домоганиям горцев суждено не было, Горская Респуб­лика оказалась между двух огней. И анархо-большевики и реакционные генералы одинаково ста­рались взорвать Горскую Республику. Когда в 1919 году большевики принуждены были покинуть Северный Кавказ и по стопам отступающих большевиков на территорию горцев надвинулись доб­ровольцы, то главнокомандование Добрармии, поддерживаемое в своих задачах союзными держа­вами в 1919 г., несмотря на все протесты представителей Горского Правительства перед союзни­ками и несмотря на заверения главнокомандующего союзными войсками на Северном Кавказе, без всякого повода и основания в осуществлении своих империалистических целей, открыло военные действия против Республики Союза Северного Кавказа.

В результате Добровольческая армия пошла по территории Горской Республики, оставляя после себя пепел аулов, убийства, грабежи, виселицы, изнасилованных женщин и оскверненные мечети. Под угрозой повешенья и расстрела все честные труженики горских народов, работавшие над их национальным возрождением и культурным преуспеванием должны были покинуть преде­лы родины. Вместо них ставились у власти реакционные генералы времен Николая Романова.

Таким образом, все более захватывая территорию Горской Республики, Добрармии прибли­жалась ж столице Республики Темир-Хан-Шуре, где в мае i919 года силою оружия ликвидировала парламент Союза Республики Горцев Северного Кавказа и Правительство.

Ярмо политического рабства снова накинуто на шею горских народов реакционными гене­ралами царизма.

Напрасно представители горцев старались воздействовать на дипломатических агентов Ан­танты, бывших на Кавказе. Эти представители, действовавшие от имени держав, провозгласивших лозунг защиты малых народов и права их на самоопределение, были всецело на стороне реакци­онного генерала Деникина и против свободолюбивых горцев, защищавших неприкосновенность своих очагов и право жить и дышать согласно своим собственным желаниям.

Все лицемерие буржуазных демократов и их, своекорыстие с неприглядной ясностью пред­стали перед горскими народами в трагических перипетиях их борьбы за свободу и независимость.

Не только не встречая в себе сочувствия, но наоборот, замечая явно враждебное отношение со стороны представителей великих держав Запада, горские массы, доведенные до отчаяния наси­лиями и издевательствами русских сатрапов, разных генералов и полковников и своих собствен­ных предателей, взялись за оружие.

В августе 1919 года в Дагестане и Чечне вспыхивают восстания, и в короткое время горные части Дагестана и Чечни очищаются от Добровольческой армии. Движение это идет под знаменем образования Независимой Демократической Республики.

Восстание вспыхивает в тот момент, когда борьба Добрармии с большевизмом достигнет апогея.

Горская территория представляла из себя тыл Деникинской армии, и большевики напрягают все силы к тому, чтобы использовать это движение в своих целях.

Восстанием горских народов захотело воспользоваться и мусаватское правительство Азер­байджана в надежде на империалистическое окружение своих владений путем присоединения Да­гестана.

Само вмешаться непосредственно в борьбу Азербайджанское Правительство не решалось, чтобы не испортить своих отношений с Антантой, поддерживающей Деникина. Оно наполнило Дагестан турками во главе с Нури-пашой, надеясь при помощи турок осуществить свои империа­листические задачи. Турки пользуются поддержкой мусаватского правительства Азербайджана, большевики, просочившиеся в Дагестан – Советской России. Обе эти группы объединяются в борьбе против демократического, самостийного движения горцев и ввиду того, что располагают большими материальными средствами – одерживают над этим течением победу. Но, одержав по­беду над горским самостийным движением, вчерашние союзники – турки и большевики – схваты­ваются друг с другом, так как политические задачи, преследуемые ими, оказываются противопо­ложными.

Борьба между Советской и Азербайджанской ориентацией заканчивается разгромом турок, которые принуждены во главе с Нури-Пашой бежать из Дагестана.

Власть захватывают в свои руки большевики.

Этот момент совпадает с гибелью дела Добровольческой армии на Северном Кавказе и с подходом красногвардейских сил из России к горцам Кавказа.

На территории горских народов воцаряется так называемая рабоче-крестьянская власть.

Те самые большевики, которые устами Наркоминдела Чичерина и других представителей советской власти в момент борьбы горских повстанцев обещали горским народам предоставить право полного национального самоопределения вплоть до независимости и отделения от России, как только выяснилась их победа над Деникиным, с цинизмом, которому немало примеров, попра­ли свои торжественные обещания.

В крае со слабым развитием капитализма, с господствующим натурально-меновым хозяйст­вом, низким уровнем культуры и патриархально-бытовым укладом, с малодифференцированным в классовом отношении населением, начинают прививать идеи большевистского коммунизма.

В виду того, что для осуществления этих идей нет ни объективных, ни субъективных пред­посылок, рабоче-крестьянская власть в крае, чувствуя шаткость своего положения, становится на путь массового террора, стараясь вбить свои идеи в сознание народа штыками пришлых русских красноармейцев.

Нет более трагического зрелища, как попытки внедрения лже-коммунистических идей боль­шевизма в жизнь горских народов.

Организованное насилие выживших из ума генералов времен Добрармии, стремившихся штыками русских солдат вернуть население к рабскому состоянию времен царизма, сменяется те­перь не менее кошмарным насилием безумцев анархо-большевизма, стремящихся внедрить идеи своего лже-коммунизма в сознание и жизнь населения, у которого нет в прошлом ни опыта куль­турной политической борьбы, ни соответствующей подготовки, ни каких бы то ни было стимулов к восприятию коммунистических идей русского большевизма.

Чем настойчивее анархо-большевики стараются перестроить жизнь горцев на свой лал, тем все более и более встречают сопротивление со стороны этих народов.

Взрывы возмущения уже начались, и не далек тот час, когда в ответ на лже­коммунистические эксперименты большевистских комиссаров горские народы ответят общим восстанием.

Чем ненавистнее становится горским народам весь тот политический сумбур и вся та обще­ственная и экономическая неурядица, которые вносят в их жизнь большевики, тем ярче сияет в их сознании идея национальной независимости и самостоятельного государственного правительства.

Мы, социалистический авангард горских народов, отражая интересы трудовых масс, счита­ем своей исторической задачей оформить этот стихийный процесс освободительного движения горских народов на основах последовательного демократизма в преддверии социализма, этой ближайшей мировой задачей нашей эпохи.

Мы думаем, что демократическая школа-необходимое преддверие, неизбежный этап в цар­ство социализма.

Самоутверждение трудовых масс каждого народа в их государственной суверенности – счи­таем высшим проявлением демократизма.

Свободный Союз народов, больших и малых – светлой будущности человечества.

Творцом этой будущности является Мировой пролетариат.

Борьбу за независимую республику Союза Горцев мы считаем неизбежным этапом на пути этих народов к светлым идеалам человечества.

Лозунгом настоящего момента для горских народов мы выдвигаем созыв на основах всеоб­щего избирательного права, при условиях всех демократических гарантов, верховного органа гор­ских народов, который должен быть воплощением их суверенных прав, который определит их го­сударственное бытие, политические судьбы.

Приветствуя на почве Кавказа Вас, представителей западно-европейского социалистическо­го движения, Вас, наших учителей, в борьбе за раскрепощение человечества, мы в то же время льстим себя надеждой, что настоящий голос наш о той борьбе, которую мы ведем в глухих трущо­бах гор против гнета и насилия над свободной волей народа, будет доведен до сведения западно­европейского пролетариата, этого единственного носителя в нашу эпоху всех ценностей и всех лучших надежд измученного человечества.

Эта вера – в сочувствие западно-европейского пролетариата – авангарда человечества – уде­сятерит нашу энергию в тяжелых и испытаниях нашей борьбы.

Раздавленная сапогом русского красноармейца-большевика, демократия Республики Союза Горцев Кавказа апеллирует в Вашем лице, члена международной социалистической делегации, к пролетариату Европы.

От имени социал-демократии Республики Союза горцев Северного Кавказа

и по уполномочию редакции социал-демократических газет «Вольный Горец» (на русском языке), «ЯнгиДунья» (на тюркском языке) и «Ног Цард» (на осетинском языке).

От имени независимых социалистов Республики Союза Горцев

 Северного Кавказа Ахмед Цаликов, Гайдар Бамматов

Рукописный фонд Института ИАЭ ДН11 РАН. Ф. 2. Oп. 1. Д. 60. Л. 1- 7.


[1] Датирован по содержанию документа.