КОНСТИТУЦИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Принята 10 декабря 1983 года Исламским советом Европы в Лондоне.
Современный исламский мир проходит через период творческого напряжения. Напряжения, потому что существующее положение дел на личном, коллективном и государственном уровнях, как правило, расходятся с принципами и нормами ислама. Творческое — потому что это напряжение освободило силы положительные и достаточно сильные, чтобы породить в мусульманском мире всплеск, направленный на ислам как на маяк в изменении личной и социальной жизни.
Толчком к современному исламскому возрождению является убежденность людей в том, что ислам соответствует любой эпохе, вера и приверженность исламу как наиболее решающей силе в изменении личности и коллектива, их разочарование светскими идеологиями и их твердая решимость строить свое общество на принципах ислама.
Формы коллективной организации были заимствованы со времен колониализма и основаны на ценностях чуждых цивилизаций. Они дезинтегрируют, поскольку приспособлены для того, чтобы служить интересам заграничных сил. Сейчас серьёзно ищут новые формы социально-политической организации, которые отвечали бы исламским ценностям и принципам, и могли бы отвечать требованиям нашего времени.
Коран провозгласил не только моральные нормы и правила для личной, семейной и социальной жизни, но и ряд гражданских, коммерческих, уголовных, конституционных и международных законов и принципов юридического поведения. Пока не будет исламского государства, части шариата будут оставаться в состоянии ожидания. Если бы мусульманские народы были заставлены жить в условиях чуждого правления, неиспользование исламских законов и преобладание таких форм и схем правления, которые противоречат нормам Корана и Сунны были бы понятны. Но существование этого положения вещей даже после политической независимости не может быть оправдано.
Ислам создал исламское государство – социальный строй, в котором все его части должны быть реализованы одновременно – и опоясаны всеохватывающим набором божественных требований для всех времен. Они составляют конституцию государства и отражают цели всего человеческого общества, которые не могут быть достигнуты без создания исламского государства. Такое исламское государство может быть определено просто как государство, основанное на Коране и Сунне пророка Магомета и с шариатом в основе во всех его проявлениях.
Считая это своим долгом, Исламский совет, в ответ на исламское возрождение, провозгласил раньше две важные декларации:
1. Всеобщую исламскую декларацию.
2. Всеобщую исламскую декларацию прав человека.
Сейчас она представляет третий документ этой серии: модель Исламской конституции. Эта модель содержит основополагающие элементы и принципы Исламской конституции. Подробности и детали, относящиеся к конкретным формальным, техническим и процедурным моментам, умышленно были оставлены на разработку отдельными государствами с учетом их собственных потребностей и предпочтений.
Тем не менее, наверное, стоит очертить наиболее важные принципы, на которых была построена данная модель:
1. Подчинение единственно Аллаху, что практически можно реализовать только через верховенство шариата, то есть нужно сделать шариат конституцией и законом государства.
2. Человеческое достоинство как халифа (наместника) Аллаха на Земле.
3. Человеческое равенство, которое не оставляет место племенному строю, расизму или шовинизму.
4. Строгое подчинение Исламскому кодексу прав человека, неотъемлемому благодаря его божественной природе и который не может нарушаться никаким правителем.
5. Справедливость (которая защищает права и обязанности человека), смягченная жалостью (которая проповедует доброту) как основа отношений между людьми, а также безопасности и стабильности общества.
6. Шура как метод управления и как процесс формулирования политики, принятия решений, и реализации власти.
7. Единство уммы, основанной на общей вере и доверии как шаг на пути к достижению всеобщего братства человека.
Создание этого документа – результат длительного труда многих выдающихся мусульманских ученых, юристов, политиков и представителей Исламских движений. Исламский совет выражает им свое сердечное признание за искренней и отданный тяжелый труд. Их награда в Аллахе. Мы молим его во всей смиренности благословить эти старания и направить умму на истинный путь.
Преамбула.
Так как ислам – это завершенный кодекс жизни, подходящий для всех людей и всех эпох и власть Аллаха универсальна и вечна и руководит каждым аспектом человеческого поведения и жизни,
Так как каждый индивид имеет свое собственное достоинство,
Так как все возможности, личные и коллективные, и вся власть – это вера, которая должна соответствовать условиям, установленным шариатом, чтобы соответствовать требованиям для исполнения божественных обещаний жизни, свободной от недостатков и гнета, и благословленная гармонией, обилием, безопасностью, здоровьем и исполнением,
Признавая, что установление социального строя, основанного на исламе и его принципах, требует полного применения шариата в конституции и в законе, и что каждая личность в условиях этого строя сможет предпринимать и исполнять свой долг по отношению к себе, своей стране и всему человечеству,
Мы, народ , обязуемся основными ценностями нашего социально-политического строя сделать следующее:
1. Подчинение единственно Аллаху.
2. Свобода, управляемая ответственностью и дисциплиной.
3. Справедливость, смягченная жалостью.
4. Равенство, усиленное братством.
5. Единство в разнообразии.
6. Шура, как метод управления.
Мы, народ , путем проведения референдума, , принимаем решение утвердить эту конституцию, обязуясь исполнять вышеуказанные принципы и соглашение делать все, что в наших силах, чтобы верно исполнять наши обязанности в соответствии с ними. И да будет Аллах нашим свидетелем.
Глава первая. Основы государственной власти и общества.
Статья 1.
а). Суверенитет принадлежит одному Аллаху и шариат её вершина.
б). Шариат – включая Коран и Сунну – источник законодательства и политики.
в). Власть – это доверие, которое люди реализуют согласно шариату.
Статья 2.
– это часть мусульманского мира и мусульмане — неотделимая часть уммы.
Статья 3.
Государство и общество основываются на следующих принципах:
а). Верховенство шариата и его правил во всех его проявлениях,
б). Шура как метод правления,
в). Вера, что во Вселенной все принадлежит Аллаху и является Его благословлением человечеству и имеет право на частицу божественного изобилия,
г). Вера, что все природные ресурсы – это доверие Аллаха и что человек в отдельности и в коллективе – хранитель этих ресурсов. Экономические труды человека и его вознаграждение определяются в рамках этого доверия,
д). Неизбежность исламского кодекса прав человека и обязательство поддерживать и защищать угнетенных в любой точке Земного шара,
е). Самым важным является интеграция исламской личности в общество через исламское образование, культурную программу, СМИ и др.,
ж). Предоставление возможностей работы всем работоспособным членам общества и гарантия предоставления инвалидам, больным и старым всего необходимого для жизни,
з). Предоставление бесплатных общественных услуг: здравоохранение, образование, культура, социальная защита,
и). Единство уммы и непрерывная работа во имя её реализации.
Глава вторая. Обязанности и права.
Статья 4.
а). Человеческая жизнь, достоинство и свобода священны и неприкосновенны. Никто не может быть поврежден или убит, кроме как волей Аллаха.
б). Как в жизни, так и после смерти, святость человеческого тела и чести неприкосновенна.
Статья 5.
а). Никто не может быть подвержен телесным либо умственным мучениям или угрозам унижения или угрозам травм ему или кому-либо из его родственников или кому-либо еще дорогому для него. Также не может он быть заставлен признаться в совершении преступления или быть вынужден делать что-либо, наносящее вред его или чьим-либо еще интересам.
б). Мучение – это преступление и должно наказываться независимо от того, сколько времени прошло.
Статья 6.
а). Каждый человек имеет право на неприкосновенность в личную жизнь.
б). Право на защиту жилища, приватность переписки и общения гарантируется и не может нарушаться, кроме как путем в случаях, установленных законом.
Статья 7.
Каждый человек имеет право на еду, жильё, одежду, образование и медицинскую помощь. Государство должно обеспечивать этим всех в равной степени соотвественно своим ресурсам.
Статья 8.
Каждый человек имеет право на свои мысли, мнения и верования. Он также имеет право высказывать их, если это не выходит за рамки, предписанные законом.
Статья 9.
а). Все люди равны перед законом и должны защищаться законом в равной степени.
б). Все люди с равными достоинствами имеют право на равные возможности и одинаковые зарплаты за одинаковую работу. Никто не может быть дискриминирован и никому не может быть отказано в работе на основании его религиозных убеждений, цвета, расы, происхождения или языка.
Статья 10.
а). К каждому человеку должны относиться согласно законуа.
б). Все законы о наказании должны применяться на будущее время и не должны иметь обратной силы.
Статья 11.
а). Деяние не может быть квалифицировано как преступление и никакое наказание не может быть предусмотрено за его совершение, если только это не предусмотрено законом.
б). Каждый индивид отвечает за свои поступки. Ответственность за преступление не может быть перенесена на других членов семьи или группу лиц, которые непосредственно или косвенным образом вовлечены в совершение преступления.
в). Каждый индивид считается невиновным до тех пор, пока он не будет признан виновным решением суда.
г). Никакой индивид не считается виновным до тех пор, пока не состоится суд и этому индивиду будет дана возможность защищать себя.
Статья 12.
а). Каждый индивид имеет право на защиту государства от травли и преследований. Ни один индивид не должен отчитываться за себя перед кем-либо, кроме тех случаев, когда он вынужден защищаться от выдвинутых против него обвинений или если он оказался в ситуации, в результате которой могут возникнуть подозрения по поводу его вовлечённости в совершение преступления.
б). Никакой индивид не должен подвергаться каким-либо формам преследований, если он защищает свои или общественные права.
Статья 13.
а). Каждому мусульманину дано право создать семью и воспитать детей согласно законам шариата.
б). Каждый муж обязан содержать свою жену и детей согласно своим средствам.
в). Матерям должно оказываться особое уважение, забота и поддержка семьи и органов государства и общества.
г). Каждый ребёнок имеет право на содержание и достойное воспитание со стороны своих родителей.
д). Детский труд запрещён.
Статья 14.
а). Гражданство определяется законом.
б). Каждый мусульманин имеет право на гражданство. Гражданство может быть предоставлено на основании закона.
Статья 15.
Каждый гражданин имеет право на свободное передвижение внутри страны или за её пределами, кроме случаев ограничения, предусмотренных законом, равно как имеет право на пребывание внутри страны. Никакой гражданин не должен быть выслан из страны или же быть лишен права вернуться в страну.
Статья 16.
а). В религии не может быть какого-либо принуждения.
б). Религиозные меньшинства, не принадлежащие к исламу, имеют право практиковать свою религию.
в). В индивидуальных случаях меньшинства должны руководствоваться своими собственными законами и традициями, кроме случаев, когда они выбирают главенство шариата. В случаях противоречий между сторонами, должны применяться законы шариата.
Статья 17.
Каждый гражданин, достигший лет должен и имеет право на участие в общественных делах государства.
Статья 18.
а). Граждане имеют право на формирование групп, образований, организаций и ассоциаций – политических, культурных, научных, социальных и прочих – до тех пор, пока их программы и деятельность соответствуют требованиям шариата.
б). Образование и деятельность таких групп, организаций и ассоциаций должны регулироваться законом.
Статья 19.
Государство должно предоставить убежище тем, кто его ищет в соответствии с законами. Государство должно обеспечить безопасность, защиту и гостеприимство при необходимости тем, кому предоставлено убежище, равно как и возможность свободного передвижения, если таковое потребуется.
Глава третья. Меджлис аль Шура.
Статья 20.
а). Должен существовать Меджлис аль Шура, состоящий из представителей, непосредственно избранных народом.
б). Сроком полномочий Меджлис аль Шура определяется период длительностью в лет.
в). Критерии для членства в Меджлис аль Шура должны устанавливаться законом.
Статья 21.
Функции Меджлис аль Шура:
а). Узаконить достижение целей шариата, ориентируясь в случае необходимости на мнение Меджлис аль Улема,
б). Одобрять финансовые программы, бюджеты и счета правительства и общественных организаций, получающих и использующих государственные фонды,
в). Анализировать политику государства и его органов посредством запросов соответствующим министерствам, исследованием или организацией изучения деятельности государственных органов и институтов общества, созданных согласно закону,
д). Одобрять объявление войны или мира или состояния чрезвычайной ситуации,
е). Одобрять международные договоры, соглашения и обязательства.
Статья 22.
Члены Меджлис аль Шура свободны в выражении своих взглядов в ходе исполнения своих обязанностей и не могут быть арестованы, судимы, не могут преследоваться или быть отозваны из Меджлис аль Шура в результате вышеперечисленных действий.
Глава четвертая. Имам.
Статья 23.
а). Имам является главной исполнительной власти государства, который избирается голосованием абсолютного большинства избирателей на период лет, начиная с того дня, когда байа предлагается ему Меджлисом аль Байа.
б). Имам отчитывается перед народом и Меджлисом аль Шура, как это предусмотрено законом.
Статья 24.
Человек, предложенный для выборов в качестве имама должен быть:
а). Мусульманином не моложе лет.
б). Безупречной репутации.
в). Являться последователем предписаний Корана и Сунны.
г). Физически, духовно и эмоционально быть в состоянии претворять в жизнь предписания канцелярии.
д). Являть пример образцового поведения.
Статья 25.
До вступления в должность имам должен выступить с выражением готовности перед Меджлисом аль Байа, состоящей из членов Меджлиса аль Шура, Меджлиса аль Улема, Верховной конституционной шуры, Верховного суда, Избирательной комиссии, глав Вооружённых Сил,
следовать требованиям шариата согласно его духу и букве,
поддерживать идею ислама всеми средствами,
подчиняться мандату конституции и защищать территориальную, политическую и экономическую независимость государства и права народа,
гарантировать равноправие всех членов общества без дискриминации, без страха и без предпочтения,
быть доступным для членов общества прямо или через институты в случаях предъявления ими исков или претензий. При оглашении данной клятвы все участники должны предложить ему байа на вышеперечисленных условиях от своего имени и от имени народа.
Статья 26.
Все люди обязаны подчиняться имаму независимо от собственных взглядов, отличных от взглядов имама. Исключение составляют случаи, когда это провоцирует на непослушание Аллаху и его Пророку.
Статья 27.
Имам пользуется теми же правами, что и другие граждане. Он обязан подчиняться всем требованиям закона без какого–либо иммунитета или привилегий.
Статья 28.
а). Имам не должен покупать или арендовать какую–либо государственную собственность, равно как не должен арендовать или продавать свою собственность государству, не должен быть вовлечён в какую — либо деятельность в стране или за её пределами.
б). Подарки, преподносимые имаму и его семье, а также другим официальным представителям государства при исполнении ими своих обязанностей, должны рассматриваться как народное достояние.
Статья 29.
Имам не должен отменять решение суда, изменять или аннулировать наказание, назначенное судом. Он может применить свою власть о прошении помилования во всех других случаях.
Статья 30.
Имам или его полномочный представитель участвует в пактах, конвенциях, договорах и других соглашениях, обсуждаемых с другими правительствами и международными организациями.
Статья 31.
Имам санкционирует проекты законов, принимаемых Меджлисом аль Шура, и затем направляет их для исполнения соответствующим органам. Он не обладает правом наложения вето на законопроекты, принятые Меджлисом аль Шура. Однако он может обратиться в Меджлис в течение 30 дней после принятия документа для обсуждения его предложений. В случае, если закон будет принят 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура, имам должен санкционировать закон.
Статья 32.
Имам назначает советников, министров, послов и глав Вооружённых Сил.
Статья 33.
а). Имам будет отстранен от должности по решению 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура, если он сознательно нарушает положения конституции или шариат, а также если будет решено, что он нарушает байа, то байа будет отменён 2/3 голосов членов Меджлиса аль Байа.
б). Правила проведения отстранения от должности имама должны быть определены законом.
Статья 34.
а). Имам может подать в отставку по заявлению с просьбой об отставке, подписанному им собственноручно и переданному в Меджлис аль Шура.
б). В случае, если должность имама вакантна, глава Меджлис аль Шура наделяется полномочиями имама, до тех пор пока не будут проведены выборы для замещения вакансии в течение дней со дня возникновения вакансии.
в). В случае, если имам недееспособен, глава Меджлис аль Шура наделяется полномочиями имама, до тех пор пока не завершится срок правления имама в течение дней. В противном случае должность имама будет считаться вакантным.
Глава пятая. Судебная система.
Статья 35.
Каждому дано право передавать дело в суд.
Статья 36.
а). Законодательство является независимым и свободным от влияния государства и несёт ответственность за защиту прав и обязанностей народа.
б). Судьи являются независимыми и над ними нет никакого господства, кроме господства закона.
Статья 37.
Деятельность правосудия должна быть независимой и закон должен защитить её от злоупотреблений.
Статья 38.
Все судебные процедуры должны быть публичными и должны проходить не в камере, кроме случаев, когда имеется санкция суда для защиты частных секретов, вопросов чести или же из соображений национальной безопасности или требований приличия.
Статья 39.
а). Назначение специальных судов является недозволенным.
б). Однако могут быть созваны военные суды для суда над членами Вооружённых сил за действия, классифицируемые как наказуемые только по военному законодательству. За другие деяния они должны судиться в гражданском суде.
Статья 40.
Исполнение решений суда является долгом каждого человека, наделенного публичной властью и халатность или неспособность претворить её в жизнь предполагает наказание согласно закону.
Статья 41.
Согласно принципам, содержащимся в конституции, организационная структура судейства, квалификация судей и процедуры их назначения, перемещения или замещения, отношения с исполнительной властью, судейство и другие схожие вопросы должны устанавливаться законом.
Глава шестая. Хисба.
Статья 42.
Хисба создана для:
а). Пропаганды и защиты ценностей ислама с точки зрения установления того, что справедливо и запрещения того, что неправильно.
б). Рассмотрения заявлений отдельных граждан, содержащих жалобы на государство и на его органы.
в). Защиты прав отдельных граждан.
г). Анализа работы государственных чиновников и выявления случаев злоупотребления властью и нарушения служебного долга с их стороны.
д). Анализа и проверки законности принятых административных решений.
Статья 43.
Во главе хисбы должен стоять мухтасиб аам, поддерживаемый деятельностью мухтасибов провинций и более низких уровней. Законы и правила, по которым они действуют, устанавливаются законом.
Статья 44.
Мухтасибы должны иметь возможность действовать по своей инициативе или руководствоваться заявлением или информацией, полученной от других. Они должны получать необходимую информацию и данные от соответствующих государственных отделов или общественных институтов, а официальные лица обязаны быстро и эффективно отвечать на их требования
Статья 45.
В случае, если мухтасиб находит какой-либо закон или правило угнетающим или нецелесообразным, а также если они создают сложности в повиновении или являются неконституционными, мухтасиб должен обладать властью подвергать сомнению данный закон перед законодательными органами с целью отмены или пересмотра.
Статья 46.
Мухтасиб не должен заниматься тем делом, которое поступило в суд или которым занимается соответствующая инстанция.
Глава седьмая. Экономический порядок.
Статья 47.
Экономический порядок должен основываться на исламских принципах и справедливости, равенстве, человеческом достоинстве, свободе предпринимательства, сбалансированных отношений и предотвращении случаев расточительства. Он должен изыскивать и мобилизовывать человеческие и материальные ресурсы общества, в гармоническом и спланированном порядке, для удовлетворения духовных, материальных нужд членов сообщества.
Статья 48.
Прерогативой государства является развитие источников энергии и богатства и их оптимальное использование, а также обеспечение того, что они не растрачиваются и не пропадают без рационального использования. Отдельным гражданам должна быть дана возможность участия в данном процессе в пределах возможностей, предусмотренных законом.
Статья 49.
а). Все природные и энергетические ресурсы, равно как и предприятия и организации, создание которых финансируется из казны, принадлежат обществу.
б). Частное владение собственностью является законным и защищается законом в тех случаях, когда оно соответствует и обеспечивает достижение целей, разрешенных шариатом.
в). Никакая общественная собственность не может быть ликвидирована, кроме случаев необходимости соблюдения интересов общества. Равно как и никакая частная собственность не может быть ликвидирована или экспроприирована государством, кроме случаев необходимости соблюдения интересов общества и при условии справедливого и адекватного возмещения убытков
Статья 50.
а). Свобода предпринимательства гарантируется законом.
б). Все виды доходов или расходов, не разрешённые шариатом, запрещены.
в). Конфискация любого законно нажитого добра или дохода запрещена
Статья 51.
Никакая денежная или финансовая политика не является законной, если она дестабилизирует ценность денег, способствует их девальвации при условии, если деньги являются средством обмена.
Статья 52.
Все богатства и собственность, не принадлежащие частным лицам или организациям, должны принадлежать государству.
Статья 53.
Риба, монополия, ростовщичество и эксплуатация, а также другие формы антиобщественной практики запрещены.
Статья 54.
Государство должно предпринять все необходимые меры для предотвращения иностранного доминирования.
Статья 55.
Должен быть организован Социально-экономическая шура, состоящая из экспертов, которые должны:
а). Участвовать в выработке экономических решений в стране для воплощения общественно-экономических обязательств, предусмотренных этой конституцией,
б). Советовать имаму и Меджлису аль Шура по экономическому и общественному планированию, бюджету и другим общественно-экономическим вопросам.
Статья 56.
Состав Социально-экономической шуры, ее правила и процедуры должны быть установлены законом.
Глава восьмая. Оборона.
Статья 57.
а). Джихад является вечным и неотделимым долгом.
б). Он возлагается на каждого мусульманина для защиты земли ислама и исламского порядка.
Статья 58.
а). Государство является ответственным за строительство Вооруженных Сил, соответствующих его ресурсам и способных выполнять требования джихада.
б). Государство должно предпринять все необходимые меры для того, чтобы дать возможность народу исполнить свой долг джихада.
в). В дополнение к военному обучению должна быть программа исламского образования и подготовки Вооруженных Сил согласно концепциям джихада.
Статья 59.
а). Имам – Верховный командующий Вооруженных сил.
б). Ему дано право объявлять войну, мир или состояние чрезвычайного положения с одобрения Меджлиса аль Шура.
Статья 60.
Верховная шура джихада должен быть создан для определения стратегии войны и мира. Состав Совета, его правила и процедуры устанавливаются законом.
Глава девятая. Верховная конституционная шура.
Статья 61.
Должен быть создан Верховная конституционная шура, которая должна быть гарантом конституционного и исламского характера государства.
Статья 62.
В функции Шуры должно входить:
а). Регулирование всех вопросов, возникающих в связи с законом противоречащим шариату.
б). Интерпритация конституции и закона.
в). Решение вопросов, противоречащих законодательству.
г). Заслушивание и регулирование жалоб, поданных против Избирательной комиссии.
Статья 63.
а). Правила и процедуры для образования Верховной конституционной шуры, квалификация его членов, сроки их полномочий, отзыв или отставка и связанные с этим случаи, а также характер действия Совета должен быть определен законом.
б). Вышеупомянутый закон должен быть принят или изменен 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура.
Глава десятая. Меджлис аль Улема.
Статья 64.
Меджлис аль Улема состоит из богословов, известных своей чистотой, высоким сознанием, глубокими знаниями и имеющих глубокое видение современных событий и вопросов.
Статья 65.
Функциями Меджлиса аль Улема являются:
а). Применение иджихада.
б). Разъяснение позиций шариата в отношении различных законных предложений, выдвинутых перед Меджлисом аль Шура.
в). Воплощение исламских обязательств в провозглашении истины и суда без промедления по вопросам, влияющим на умму.
Статья 66.
Правила формирования Меджлиса аль Улема, его состав, квалификации его членов и другие связанные с этим вопросы определяются законом.
Глава одиннадцатая. Избирательная комиссия.
Статья 67.
Должна быть избрана независимая и постоянная Избирательная комиссия, состоящая из членов.
Статья 68.
Функциями Избирательной комиссии являются следующие:
а). Организация, управление и проведение выборов на должность имама, а также членство в Меджлис аль Шура и другие органы исполнительной власти в соответствии с законом.
б). Организация референдума.
в). Гарантирование кандидатам в избирательные органы всех условий, предусмотренных законом.
Статья 69.
а). Члены комиссии могут быть назначены из числа членов руководящих органов государства.
б). Любой человек, будучи членом Избирательной комиссии, имеет право на любой другой пост.
Статья 70.
Правила и процедуры определяющие назначение в Избирательную комиссию и другие, связанные с этим вопросы, должны регулироваться законом. Этот закон, обеспечивая условия для организации, регулирования и проведения выборов должен: определять квалификации избирателей и гарантировать справедливое определение избирательных округов, ведение документации и определение кандидатов, избирательных процессов, провозглашение результатов выборов и обеспечение секретности бюллетеней.
Статья 71.
Все общественные должностные лица и чиновники должны определять свою деятельность в поддержку Избирательной комиссии для обеспечения воплощения в жизнь ее конституционных обязательств и подчиняться ее указаниям непосредственно и неукоснительно, не принимая во внимание никакие другие должностные лица.
Глава двенадцатая. Единство уммы и международных отношений.
Статья 72.
Гарантирование всех возможных средств для обеспечения союза и солидарности уммы является долгом государства.
Статья 73.
Иностранная политика государства и поддержание международных отношений должно быть основано на принципах свободы, справедливости и мира во всем мире и должна ставить для себя целью обеспечение благосостояния человечества.
Статья 74.
Государство противостоит всем действиям, политикам и программам, основанным на неравенстве и ставит для себя целью активную борьбу против вышеназванных сил в силу своих возможностей.
Статья 75.
В дополнение к вышеперечисленному государство обязано претворять в жизнь следующие обязательства, исходящие из принципов и требований ислама:
а). Защита свободы человека во всем мире.
б). Борьба по уничтожению гнета и преследованию людей, где бы в мире это не происходило.
в). Защита и обеспечение святости всех мест поклонения Богу.
Статья 76.
а). Государство обязано воздерживаться от вовлечения в войны, развязанные на основе религиозной ориентации или на основе эксплуатации других человеческих ресурсов и контролирование их экономик.
б). Война разрешена, если она защищает веру, территориальную и идеологическую целостность государства, защищает угнетенных и преследуемых в мире, если она защищает честь, достоинство и свободу человека и обеспечивает сохранение мира во всем мире.
Статья 77.
Государство должно противостоять военным блокам и группировкам, преследующим эксплуатацию и доминирование над более слабыми народами.
Статья 78.
Государство не должно разрешать иностранных военных баз или обеспечение военных условий иностранных властей, которые могут каким-либо образом ущемлять суверенность государства или создавать угрозу его интересам или интересам других мусульманских государств.
Статья 79.
Государство должно признавать и претворять в жизнь международные договора, пакты, соглашения и обязательства согласно их духу и букве.
Глава тринадцатая. СМИ.
Статья 80.
СМИ имеют право на свободное выражение и представление информации до тех пор, пока они уважают и следуют фактам и нормам и ценностям ислама. Свобода издания газет и журналов должна быть разрешена в рамках тех лимитов и требований цензуры новостей согласно законным процедурам, за исключением периодов войны.
Статья 81.
СМИ обязаны:
а). Протестовать и выступать против гнета, несправедливости и тирании независимо от того, кто виновен в этих действиях.
б). Уважать частную жизнь и воздерживаться от вмешательства в личные дела.
в). Воздерживаться от создания и распространения слухов, клеветы и наговоров.
г). Выражать правду и тщательно избегать распространения фальши или неточностей, а также воздерживаться от сознательного сокрытия правды и истины.
д). Использовать достойный и официальный язык.
е). Пропагандировать правильное поведение и этические ценности в обществе.
ж). Строго воздерживаться от распространения неприличия, низостей и бездуховности.
з). Воздерживаться от пропаганды и прославления преступлений или деяний, противоречащих исламу.
и). Воздерживаться от сокрытия фактов, кроме тех случаев когда это может каким-либо образом ущемлять интересы общества.
к). Избегать того, чтобы становиться инструментом коррупции любого вида.
Статья 82.
Исполнительные органы государства не должны иметь прав на какие-либо административные акты или наказания СМИ каким-либо образом, кроме случаев предотвращения нарушений требований суда.
Глава четырнадцатая. Общие положения.
Статья 83.
Хиджра является официальным календарем государства, а официальным языком является арабский язык. Если арабский не является официальным языком, то он должен быть принят в качестве второго официального языка.
Статья 84.
а). Имам или Меджлис аль Шура могут провозглашать изменения данной конституции. Изменения могут быть приняты только в том случае, если они приняты 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура.
б). Любое изменение, которое может поставить под угрозу исламский характер государства или которое подрывает требования шариата должно быть недопустимо.
Статья 85.
а). Государственные органы должны продолжать свою деятельность в соответствии с данной конституцией до тех пор, пока не будут образованы новые.
б). Все законы, инструкции и декреты, находящиеся в процессе исполнения на время вхождения в силу данной конституции должны продолжать свое действие до тех пор, пока они не будут отменены или заменены в соответствии с положениями, установленными данной конституцией.
в). После принятия данной конституции и обеспечивая положения данной конституции, существующие законные власти должны посредством соответствующего закона предпринять необходимые шаги для создания первого Меджлиса аль Шура, первой Избирательной комиссии и первой Верховной конституционной шуры.
Статья 86.
После принятия данной конституции неукоснительным долгом каждого является обеспечение и гарантирование успешного и незамедлительного претворения в жизнь положений данной конституции.
Статья 87.
Данная конституция применяется с даты официального провозглашения и публикации результатов референдума (если принято путем референдума) или даты ее принятия конституционным органом страны. Единственным ответом верующих, когда они призваны к Аллаху или его Посланнику для вершения Суда, могут быть слова: Мы слышим и мы повинуемся. Такие люди будут воистину процветать.