1586 г. августа позднее 7. – Отписка астраханского воеводы Ф.Лобанова-Ростовского с товарищами в Посольский приказ с изложением письма к нему терских атаманов и казаков о мурзе Шихе Окуцком и с сообщением о намерении мурзы Шиха выехать в Астрахань[1]
л. 14
// Государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии холоп твой Фетко Лобанов Ростовской с товарищи, Исачко Чюрин челом бьют.
В нынешнем 94-м году августа в 7 день писали к нам с Терка атаманья и казаки[2]: преж сего служили они тебе, государю, на Терке и промышляли всяким твоим государевым делом заодин с Шихом мирзою с Окуцким[3] и вести всякие и языки к тебе, государю, присылали. И приехал де, государь, на Терек к атаманье и х казаком Ших мирза, а сказал, что ему от шевкальского и от горских людей теснота великая, что он, живучи в горах, служит тебе, государю, и промышляет всяким твоим государевым делом. И шевкал князь[4] и горские люди переседают ево по дорогам, а хотят ево убити, и Ших де мирза хочет ехати к тебе, государю.
И посылал, государь, к нам в Асторохань Ших мирза своих людей дву человек, Урака да Бязия (?), с тем, что ему в Окуках от шевкальского и от горских людей прожити немочно, и он хочет ехати на твое государево имя в Асторохань[5].
л. 15
// И мы, холопи твои, к Шиху мирзе с людьми ево приказывали словом, штобы он на твое государево имя ехал в Асторохань[6]. А грамоты к нему не послали, потому что у нево грамоты татарским письмом и руским[7] прочести некому.
На л. 14об. адрес: Государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии.
ЦГАДА, ф. Ногайские дела, 1586, № 1, л. 14-15.
Подлинник.
[1] Цитата из печатаемого документа была приведена в книге В.А.Потто «Два века Терского казачества». Т. I (Владикавказ, 1912, с. 37), но без точной ссылки на место хранения документа и с ошибочной датой – 1588 г. вместо 1586 г.
[2] Первое известное документальное сообщение о казаках на Северном Кавказе относится к 1563 г. В наказе Бессонову, русскому послу к ногайскому мурзе Тинехмату, предписывалось в ответ на жалобы Тинехмата на нападения волжских казаков сказать, что «государь наш тех казаков многих казнил, а иные от государя нашего опалы збежали в Азов и в Крым и в Черкасы». См.: ЦГАДА, ф. Сношения России с ногаями, кн. 6, л. 145об. Историки терского и гребенского казачества относят появление казаков на Северном Кавказе к первой половине XVI в. См., например: Заседателева Л.В. К истории формирования терского казачества. – Вестник МГУ. Серия «История». № 3, 1969, с. 56 и др.; она же. Терские казаки во второй половине XVI – начале XVII в. М., 1974.
Во второй половине XVI–XVII в. казачьи городки имелись по Тереку, Сунже, ее правым притокам – Быстрой (видимо, р. Аргун), Белой (Гумс, Хулхулау?), Черной, Гремячей. В междуречье Терека и Сунжи в 1614 г. было два городка – Ивана Гусевского и Овдокима Мещеряка. В низовьях Сунжи казаки охраняли Османовский перевоз – важный стратегический пункт. Несомненно, отношения казачества и чеченцев в этот период были мирными, иначе казаки при своей малочисленности (в каждом городке жили примерно 30 человек) не могли бы там спокойно проживать. Ситуация стала меняться во второй половине XVII в., когда усиливается движение горцев на равнину. Из многих мест казаки переселились на Терек, где сосредоточились их поселения.
[3] Ших-мурза Окоцкий – мурза ококов, окуков. В отечественной историографии господствовало мнение, что ококи русских документов конца XVI в. – предки аккинцев (ауховцев), локальной группы чеченцев. В настоящее время они проживают в Хасав-юртовском районе Дагестана. Аккинцев считают выходцами из горного вайнахского общества Акки, которое источники конца XVIII – XIX в. локализуют в верховьях рек Гехи и Фортанги, правых притоков р. Сунжи. Современный язык аккинцев, по мнению лингвистов, занимает промежуточное положение между чеченским и ингушским, что вполне соответствует положению их исторической территории. По мнению А.Н.Генко, язык горных аккинцев, в прошлом более сближаемый с ингушским языком, в 30-е годы XX в. характеризовался преобладанием чеченских признаков. На язык равнинных аккинцев большое влияние оказал язык их соседей – кумыков. См.: Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей. – Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Т. V. Л., 1930; Арсаханов И. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный, 1959; Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973; она же. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. М., 1974, с. 163–168.
Таким образом, в XVI–XVII вв. были известны две группы аккинцев – горная, жившая в местах своего давнего обитания в верховьях рек Гехи и Фортанги, и равнинная – переселенцы из горного общества. Названия «ококи», «окочане», «Окоцкая (Акоцкая) земля» часто встречаются в русских источниках XVI–XVII вв. Однако все они относятся к восточной группе аккинцев, поселившихся по рекам Ямансу и Ярыксу, т.е. в местах их обитания в XIX–XX вв. Восточные аккинцы, известные также под кумыкским этнонимом «аух», представляли довольно смешанную в племенном отношении группу. Помимо горных аккинцев, выходцев с их исторической территории Ак- килам, т.е. горного Акки, в этой группе были представлены переселенцы карабулаки и горные чеченцы (в основном ичкеринцы).
В XVI–XVII вв. в русских источниках становится известной еще одна группа аккинцев – ококи, жители Терского города. Переселившись в Терки после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским феодалом, эта группа ококов образовала Окоцкую слободу. Однако со временем в их состав вошли, видимо, не только вайнахи. Об этом свидетельствуют подворные списки окочан Терского города, составленные на основании описи населения Терков, проведенной в 1640 г.
В 30-х годах XIX в. аккинцы-ауховцы занимали равнинно-предгорные земли по рекам Ямансу и Ярыксу до р. Акташа, отделявшей их от аварского общества Салатау. По приблизительным подсчетам, их население достигало 4 тыс. душ мужского пола, живших в восьми селениях: Кешень-аух (ЦIечой-аул – главная тайпа карабулаков), Ярыксу-аух (Бони-эвл), Юрт-аух (Шир-юрт), Акташ-аух (Парчхой-эвл), Кочкар-юрт, Адзарей-юрт, Алтымир-юрт, Дзатемир-юрт. См.: Милютин Д. А. Заметки о племенах кавказских. Чечня. – Рукописный отдел РГБ, ф. 169, к. 81, д. 7, л. 22об. В 1968 г. новая точка зрения была высказана С.Ц.Умаровым, который на основании расспросных данных и указания А.Берже на существование до Кавказской войны аула Аку-юрт на р. Мичик, правом притоке р. Гумс (см.: Верже А. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859, с. 102), предложил отождествлять ококов с жителями восточной части Чечни – Ичкерии, откуда вышли и ауховцы (см.: Умаров С.Ц. Новые археологические памятники эпохи позднего средневековья в нагорной Чечено-Ингушетии. АЭС. Т II, Грозный, 1968). Эта точка зрения была поддержана В Б Виноградовым и Т.С.Магомадовой в статье «Один из северокавказских союзников Руси» (Вопросы истории. 1971, № 10, с. 215–216).
Ших-мурза Окоцкий и его отец Ушаром-мурза вошли в сношения с русскими воеводами еще при Иване Грозном (см. док. N9 4,5 и комментарии к ним). С 1580 г. и по 1595 или 1596 г. Ших-мурза оказывал поддержку русской политике на Северном Кавказе. Его роли в северокавказских событиях этих годов посвящена указанная выше статья В.Б.Виноградова и Т.С.Магомадовой. См. также: Виноградов В. Б., Магомадова Т.С. Две заметки о ранних русско-северокавказских связях. – История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. – Ред.
[4] Шевкал – шамхал, глава крупного феодального владения в Дагестане. В начале XVI в. шамхальство включало земли лакцев в горах Центрального Дагестана и части Прикаспия, населенного в основном тюркоязычными кумыками. В состав шамхальства вошли также некоторые территории, населенные аварцами, даргинцами, лезгинами. Центрами шамхальства были Кумух в горах и Тарки на равнине. С начала XVI в. начинается постепенный процесс выделения из шамхальства кумыкских земель. С этого времени шамхалы часть года проводят в Прикаспийских Тарках, где они прочно обосновались с 40-х годов XVII в. Со второй половины XVII в. за ними закрепляется имя шамхалов тарковских. См.: Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. I. Надписи X–XVII вв. М., 1966, с. 189. К концу XVI в. шамхальство Тарковское распалось на ряд независимых владений – Эндери (из него выделились Аксаевское и Костековское), Тарковское, Дженгутайское (позднее Мехтулинское ханство), Эрпелинское и др. В 1580–1590 гг. шамхал придерживался преимущественно протурецкой ориентации. Однако царское правительство постоянно старалось наладить политические связи с шамхалом.
Шамхалов выбирали на съездах князей, мурз и «лучших людей» «всей Кумыцкой земли». Выборы по традиции происходили в Казикумыкском владении, где до XVI в. находилась резиденция шамхалов. См.: Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI – 30-е годы XVII в. М., 1963, с. 45; Лавров Л.И. Эпиграфические памятники…, ч. I, с. 189–190.
Связи шамхала с Москвой зафиксированы в русских документальных источниках с середины XVI в., когда в 1557 г. в Москву прибыли послы «от крымшевкала (т.е. от наследника шамхала. – Ред.) и от всей земли шевкальские» и били челом о холопстве. См.: Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа…, с. 230. В борьбе кабардинского князя Темрюка с шамхалом и его сыновьями в 1557 г. московское правительство приняло сторону Кабарды. В 1560 г. состоялся военный поход из Астрахани на шевкала и на Тюмень морем. Тарки были взяты, но вскоре оставлены. В дальнейшем против шамхала было предпринято еще несколько походов, в том числе поход под руководством воеводы Хворостинина в 1594 г. Он взял Тарки, однако не удержал, поскольку не подошли, как было договорено, грузинские войска. По окончании этого похода было восстановлено военное укрепление на p. Койсу. О шамхалах см.: Лавров Л.И. Эпиграфические памятники…, ч. I, с. 211–215; он же. Новое о Зирих-Геране и казикумукских шамхалах. – Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976; он же. Тарки до XVIII века. – УЗИИЯЛД. Т. 4. Махачкала, 1958; Маршаев Р.Г. О термине «шамхал» и резиденции шамхалов. – УЗИИЯЛД. Т. 6. Махачкала, 1959; КРО, т. I, с. 5. – Ред.
[5] «В Асторохань» – вставлено над строкой.
[6] Выезд Ших-мурзы в Астрахань не состоялся.
[7] «И руским» – вставлено над строкой.