№ 9

1589 г. августа 21. – Из статейного списка[1] русских послов в Кахетию князя С. Г. Звенигородского и дьяка Т. Антонова об их переговорах в Терском городе в августе 1589 г. с окоцким мурзой Шихом

л. 179

// И августа в 21 день приехал в Терской город Ших-мурза.

И послы князь Семен и диак Торх, говоря с терскими воеводами со князем Ондреем с товарыщи, велели его поставити на дворе.

И того ж дни послы князь Семен и диак Торх по Шиха послали сотника стрелецкого Григорья Кутаринова да толмача Иваниса Драичева, а велели им Шиху говорити, чтоб он приехал к ним в стан: есть к нему государево жалованье, грамота.

И Ших-мурза к стану приехал. И послы князь Семен и диак Торх велели ему быти у себя в шатре. И Ших в шатер пришол.

И послы князь Семен и диак Торх от государя Шиху- мурзе поклон правили и грамоту подали и речь говорили по государеву наказу и государево жалованье ему дали по росписи.

И Ших-мурза на государеве жалованье бил челом. А говорил, что он государю служити хочет по свою смерть так же, как отцу его государю царю и великому князю Ивану Василье- вичю всеа Русии и ему государю служил преж сего отец его Шихов и он Ших, и провожати государевых послов через Чер. каскую землю, до коих мест пригоже, хочет. А в заклад привел племянника своего Батая, которой был у государя от него Шиха в послех.

И послы князь Семен и диак Торх племянника его Батая отослали к воеводам ко князю Ондрею с товарыщи.

л. 180

//А про Черкаских князей про Солоха и про Олкаса и про Шевкалова сына и про Олкаша и про Оварского и про Чорново князя и про Шевкалские и про Кумыцкие и про Грузинские вести и про дорогу, куды лутчи итти послом, Ших-мурза по вопросу сказал: Солох и Алкас князь ныне в соединенье с Шевкалом князем и прямят заодно Турскому и Крымскому. А сее весны был у Асланбека князя Крымского царевич, а приезжал от Турского з жалованьем, чтоб служили Турскому и Крымскому с Шевкалом вместе; а те князи Солох и Алкас у царевича были и жалованье взяли. А живет деи ныне Алкас князь от прежнего своего кабака, на которой кабак шол Родивон Биркин да Петр Пивов в Кабарду, два дни езду. А ныне то место, что стоял Апкасов кабак, – пусто[2]. А согнали Алкаса войной Асланбековы дети – Янсох з братьею да человек Асланбеков Янсохчисы для того, что убил брата своего Кала- батыевых детей Катмаса да Карбека; а им Калабатыевы дети племя. А самого Асланбека Кабардинского большого князя не стало тому недель с шесть, а княженье де его хотят дати всею Кабардинскою землею брату его Янсоху. А к Оварскому и к Чорному к[нязю] послал де он Ших племянника своего. А того ему еще не ведомо, кто на Оварском княженье укрепился. А Шовкалов сын Апкаш-мурза жил блиско его Шихова кабака, а ныне живет в Шевкалех в кабаке у брата своего у Сарха[3], а согнали его с своего кабака Кумытцкие князи Костов да Будачей, Смаилевы дети. И ныне живет в неволе. А он Ших послал к нему человека своего, и человек его к нему не бывал. И того он не ведает: будет ли Апкаш мурза Шевкалов сын или не будет? – А про дорогу сказал, что он те все дороги знает. А итти сказал Ших тех обеих дорог, что проведали царевы

л. 181

// Олександровы люди, и на Оварского и на Черного князя лутчи старою дорогою, которою шол Родивон Биркин. А теми дорогами конным людем со вьюки проход по горам нужен и далек. – Да и грузинские послы князь Каплан с товарыщи говорили, что итти тою ж дорогою лутчи, что шол Родивон Биркин.

ЦГАДА, ф. Грузинские дела, 1589, № 1, л. 179–181.

Опубликовано: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с. 130-131.


[1] Русские посольства XVI–XVII вв., посылавшиеся на Кавказ и имевшие определенные политические задачи, как правило, снабжались «Наказами», которые составлялись в Посольском приказе. Список вопросов в «Наказе» был обширен и разнообразен по тематике. Одно из первых мест в них занимали проблемы подданства, которое в то время для народов Кавказа хотя и носило весьма формальный характер в отношении России, все-таки в сложившейся политической ситуации, при осложняющихся отношениях России с Турцией, Персией и Крымским ханством несомненно имело определенный политический смысл не только для России, но и для народов Кавказа.

Далее в «Наказе» обращалось внимание на внешнеполитические связи кавказских, в том числе северокавказских народов. Публикуемый документ – отрывок из статейного списка русских послов в Кахетию князя Семена Звенигородского и дьяка Тарха (Торха) Антонова дает представление о довольно ранних (80-е годы XVI в.) политических сношениях России с Кавказом. Зарождение связей с Москвой окоцких феодалов относится к предшествующим десятилетиям, к периоду царствования Ивана Г розного. Они налаживались Ушаром-мурзой и были продолжены и укреплены впоследствии его сыном Ших-мурзой Окоцким и его племянником Батаем до бегства последнего из Терского города.

Одной из важных задач посольства С.Звенигородского и Т.Антонова было установление контактов с Ших-мурзой Окоцким, которому из Москвы были посланы «государево жалованье» и грамота. Русские послы «поклон правили и грамоту подали и речь говорили по государеву наказу, и государево жалованье ему дали по росписи». Ших-мурза Окоцкий провожал послов через Черкасскую землю (здесь – Кабарда), аманатом в Терском городе был оставлен его племянник Батай.

Говоря о более удобном для посольства пути, Ших-мурза Окоцкий характеризует и общую на Северном Кавказе политическую обстановку, которая к данному моменту изменилась в пользу Турции и Крыма: «Солох и Алкас (кабардинские князья. –Ред.) ныне в соединение с Шевкалом князем и примят заодно Турскому и Крымскому». Турция также посылала жалованье северокавказским феодалам и всячески склоняла их к политическому союзу. См.: Волкова Н.Г. Статейные списки русских посольств XVI–XVII вв. как этнографический источник. – КЭС. VI. М., 1976. – Ред.

[2] В документе отмечен еще один важный для этнической истории народов Северного Кавказа, в том числе чеченцев, факт – это подвижность поселений (кабаков) некоторых народов региона. Более всего данная особенность была характерна для кабардинцев. К 1589 г. Алкасовы кабаки перешли на другое место жительства, которое не было заселено и находилось в двух днях пути от прежнего местонахождения. Основной причиной таких миграций были военные действия других кабардинских феодалов, в том числе Янсоха, брата Асланбека, князя Кабарды, к этому времени уже умершего. – Ред.

[3] Поселения Ших-мурзы Окоцкого находились вблизи селений шамхала Сурхая (Суркая) на Кумыкской равнине. В одном из окоцких селений жил сын шамхала Алкас-мурза, изгнанный из своего кабака кумыкскими князьями. – Ред.