№ 22
1614 г. около июня 26. – Челобитная царю Михаилу Федоровичу служилых окочан Терского города о пожаловании их за службу
л.5 // Царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии бьют челом холопи твои государевы Терского города окоцкие люди Урак Итинов, Табурка Ураков, Адыга Бибердин, Урак Молодой, Келя Илзияров, Дидей Мустапаров, Юзяшар Янбеков, Батыр Акин, Охмат Иналов, Одя Ятеков, Кентя Кербеков, Чюрюбаш Алебеков, Табура У раков, Урак Янмеков, Тербулат Бибердин, Арахча Мачюкин, Смаилко Ичин, Псенчей Чоробашов с товарыщи 160 человек. Вышли, государь, мы холопи твои государевы, из Акоз и из Мичкиз в твою государеву отчину в Терской город на твое государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии имя на житье и з женами, и з детьми, и з братьями своими при прежних твоих государевых воеводех и при нынешнем твоем государеве воеводе при Петре Петровиче Головине. И нам, холопям твоим, твои государевы воеводы иным давали твоего государева жалованья выходного и на дворы по полтине, а иным нам, холопям твоим, выходу и на дво
л. 6
// ры не давано ничево. А служили мы, холопи твои, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, а твоем государевым жалованьем денежным и хлебным не пожалованы! А иные наша братья и дети твоем государевым жалованьем денежным и хлебным поверстаны, а иные многие наша братья и дети твоим государевым жалованьем денежным и хлебным не пожалованы. А которые мы, холопи твои, твоим государевым жалованьем денежным и хлебным поверстаны, и нам, холопям твоим, твоего государева жалованья денежного и хлебного не давыдано от 113 году да по нынешней по 122 год. А служим мы, холопи твои, тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, всякие твои государевы службы окола о себя острог ставим и ров копаем всеми головами своими!
И посылают нас, холопей твоих, твои государевы Терскаго города воеводы
л. 7
// на твои государевы службы в Грузинскую землю твоех государевых послов и грузинских послов встречать и провожати и в Кабарду и в Мирези[1] и в Шибуты и в Окохи для твоих государевых подлинных вестей проведывать[2] и в шихотниках и для вестей и для твоего государева медвянаго ясаку[3]. Да нас же, холопей твоих, посылают твои государевы воеводы в Кумыки и в Дербень и твоех государевых Кумыцких князей, которые тебе, государю, добили челом и ныне под твоею царскою высокою рукою, Суркай Шевкалова сына и брата его Илдара-мурзу и шах-Басовых послов встречаем и проважаем. И в тех, государь, посылках нас, холопей твоих, твои государевы непослушники Салтан-Мамут[4] з братьею и с уздени и твой государев изменник Батай-мурза побивают. Да твои ж государевы воеводы посылают нас, холопей твоих,
л. 8
// в шихотниках для языков, и мы, холопи твои, не щадя голов своих, в шихотники ходим и многих языков имывали. И служили мы, холопи твои государевы, всякие твои государевы службы и бедность и нужу всякую терпели с твоими государевыми городовыми людьми вместе. А только бы, государь, мы, холопи твои, по се время сами собою пашнишком не были сыти и не похали, и мы бы, холопи твои,
л. 9
// по се время голодною смертью померли, и в той своей пашнишке стали наги и боси и голодни и обнищали до конца и задолжали великими долги. Да у нас же, холопей твоих, имали в станциях к Москве лошади, и нам, холопям твоим, за те лошади ис твоей государевы казны твой государев воевода денег не выдавал. – Милостивый царь государь и великий князь Михайла Федорович всеа Русии! Помилуй нас, холопей своих, своим царским денежным и хлебным жалованьем, которые мы, холопи твои, верстаны, и вели нас, холопей твоих, и дастальных детей наших и братью поверстати, кому они в версту. И вели нас, холопей твоих, пожаловати своим государевым жалованьем, дати за выход, которая наша братья выходили на твое государево царево и великаго князя Михайла Федоровича всеа Русии имя в твою государеву отчину в Терской город на житье, и пожалуй нас, холопей своих, за нашу службу и за кровь свои[м] царским жалованьем, чем тобе, государю, бог известит, чтоб мы, холопи твои государевы, иноземцы и вперед з женами и з детьми голодною смертью не померли и твоей царской службы впредь не отстати. Царь государь, смилуйся!
ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1614, № 6, л. 5–9.
Опубликовано:
Белокуров С. А: Сношения России с Кавказом, с. 554-555.
[1] Мирези, Мерези, Мерезинские кабаки. В русских документах XVI–XVII вв. одно из горных обществ Чечни – Мереджой. Находилось по р. Мереджа, притоке р. Фортанги, «в гребенях под снежными горами». В 1614–1616 гг. мереджойцев посылали для «государевых подлинных вестей проведывать» и для «государева медвянаго ясаку». В 1619 г. участвовали наряду с кабардинцами и другими горскими народами в походе терских воевод на ногайцев. Это наиболее раннее свидетельство в источниках об одной из групп вайнахов – кара- булаках (орстхойцах). В 60–70-х годах XIX в. в результате Кавказской войны почти все карабулаки переселились в Турцию. Язык ка- рабулаков не изучен. А.Н.Генко, основываясь на сведениях XVIII – начала XIX в. (Штедера и Клапрота), сближает карабулакский язык с чеченским, выделяя его, однако, в особую группу. См.: ГенкоА.Н. Из культурного прошлого ингушей…, с. 685. На карте 1733 г. по р. Фор- танге (здесь находилась основная территория расселения карабулаков) в высоких горах обозначено «100 деревень». См.: Гамреке- ли В.Н. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. Тбилиси, 1968.
Численность карабулаков в 1763 г. определялась в 300 дворов. В 1772 г. часть карабулаков, вступивших в российское подданство, переселилась на равнину в урочище Карасу-Яндырь в месте впадения р, Ассы в р. Сунжу. По описанию Штедера, побывавшего у карабулаков в 1781 г., их фамильные селения располагались разбросанно по р. Фортанге, каждая из таких фамилий (общин) насчитывала 40–70 человек. Они жили в башнях, занимались скотоводством, в больших количествах разводили коноплю, а также маис и табак. См.: Taoebuch einer Reise im Jahr 1781 von der Granzfestug Mosdok nach dem innern Caucasus unternommen worden. SPB – Leipzig, 1797, c. 8, |p 16. По свидетельству Клапрота, карабулаки не имели князей и управлялись старейшинами, однако «ранее у них были кумыкские князья». Во всяком случае Штедер отмечает тесные связи, в том числе аталыческие, карабулаков с кумыками. В некоторые короткие периоды своей истории карабулаки зависели от кумыкских, в частности эндерейских, брагунских владельцев и платили им подать. – Ред.
[2] Здесь приведен ряд интересных фактов, связанных с появлением в Терском городе окоцких переселенцев. Как видно из документа, это были переселенцы главным образом из двух чеченских обществ – Акоз (т.е. Акки) и Мичкиз. Таким образом, в составе терских ококов были не только аккинцы, но и мичкизы. Документ сообщает о 160 переселенцах, обосновавшихся в городе с семьями – «з жанами и з детьми и з братьями своими», видимо, во времена царя Федора Ивановича. Эти миграции продолжались и при царе Михаиле Федоровиче, которому и была направлена челобитная окочан в июне 1614 г. Все окочане были служилые. Положение терских окочан бывало нелегким. Им не всегда выдавалось жалованье, в том числе хлебное, и они голодали.
Список имен, приводимых в челобитной, содержит имя Черебаш, известное у западных вайнахов (ср.: Черебашев кабак, ингушская фамилия Черебижевых). – Ред.
[3] Документ дает представление о характере «государевой службы» ококов. В их обязанности входило провожать государевых и грузинских послов, терские воеводы посылали ококов в Грузинскую землю, в Кабарду, в Мерези, Шибуты, Окохи, Кумыки, Дербент, «для вестей» и для сбора «медвянаго ясаку», в горах они добывали «языков».
[4] Салтан-Мамут (Магмут) – кумыкский владелец.